КОНТАКТЫ:  Копицентр ФотоПринт Киев. 1)ул. М.Гришко, 8А.  2)ул. Ревуцкого, 42Б.  (график работы)    ...

Фотопленки

Плёнок на рынке присутствует огромное количество, и разобраться в этом многообразии, на первый взгляд, практически невозможно.

Но, оказывается, всё не так уж и сложно, если рассматривать всё по порядку.

Начнём с описания форматов (размеров) плёнок.

Самая распространённая на сегодняшний день - это плёнка "тип 135", представляющая собой киноплёнку шириной 35мм, перфорированную с обеих сторон. Поставляется она чаще всего заправленной в металлические одноразовые кассеты, оснащённые DX-кодом. Стандартная длина этих плёнок - 12, 24 и 36 кадров размером 24х36мм. Встречаются также плёнки "тип 135" и другой длины, например - 8, 15, 27, 38 кадров. Указанное на упаковке количество кадров - это, как правило, рабочие кадры, а для заправки в аппарат дополнительно выделено 4 кадра в начале плёнки (они обозначены, например, как "ХХ", "Х", "00" и "0") и один кадр - в конце плёнки (обозначен как "Е"). На использование плёнок "тип 135" рассчитано большинство как профессиональных, так и любительских аппаратов. Поэтому ассортимент плёнок этого типа - самый широкий.

Фотоаппараты новой системы APS (Advanced Photo System), появившейся несколько лет назад и предназначенной для любительской фотографии, в нашей стране не получили распостранения. По этой причине и плёнки формата IX240, используемые в системе APS, для нас - не больше, чем экзотика. Ещё меньше, чем IX240, распостранены любительские плёнки практически вымерших ныне типов 110 и 126.

Профессионалы кроме плёнок тип 135 также используют и плёнки типов 120 и 220. "Тип 120" представляет из себя неперфорированную плёнку шириной 61.5 мм, приклеенную началом к бумажной ленте ("ракорду"), вдвое большей длины, чем сама плёнка. Ракорд предназначен для защиты плёнки от света при зарядке в аппарат. Весь это "бутерброд" размещается на пластмассовой катушке. На ракорд также нанесены отметки для правильного позиционирования плёнки при протяжке её вручную в аппаратах ранних выпусков. Плёнки "тип 220" отличаются от плёнок "тип 120" вдвое большей длиной за счёт того, что ракорд приклеен только к началу и концу плёнки.

Форматные (листовые) фотоматериалы предназначены для фотоаппаратов с размером кадра 9х12см и больше, и используются исключительно профессионалами.

Плёнки делятся на негативные и обращаемые, цветные и чёрно-белые.

Проявленная обращаемая плёнка уже сама по себе представляет собой конечный продукт - диапозитив (слайд). Термин "слайд", правда, не совсем тождественен понятию"диапозитив" - он описывает диапозитив, оправленный в рамку. Но этот термин уже достаточно прижился в нашем языке (примерно так же, например, копировальные аппараты, независимо от происхождения, называют "ксероксами"). Слайды можно использовать для разных целей - в том числе с них можно даже печатать фотографии, правда для этого используются уже гораздо более дорогие материалы и более сложные процессы. Но основное применение слайдов - это проекция на экран при помощи диапроектора и сканирование для целей полиграфии.

В отличие от слайда, негатив (проявленная негативная плёнка) - это результат промежуточный. Как конечный продукт негативная плёнка практически не используется (разве что иногда в журналистике, когда сканируется негатив), а основное назначение негативной плёнки - это печать фотографий.

Негативные плёнки в свою очередь делятся на цветные и чёрно-белые. Единственная на сегодняшний день обращаемая черно-белая плёнка производится компанией Agfa - Agfa Scala 200. Эта плёнка обрабатывается только в специализированных лабораториях по своему уникальному процессу. К сожалению, в нашей стране таких лабораторий нет, поэтому плёнка Agfa Scala 200 на наш рынок не поставляется.

Черно-белые фотоматериалы ещё несколько десятилетий назад выпускались в значительно большем объёме, чем цветные. Подавляющая масса любителей и профессионалов снимали на черно-белые плёнки, и лишь только некоторые профессионалы занимались изготовлением цветных фотографий - цветные материалы были не только дороже черно-белых, но и гораздо хуже по качеству - менее чувствительными, более зернистыми, более критичными к точности экспозиции, хранению, обработке и т.д.. Многие из фотографов и фотолюбителей делали свои первые шаги в фотографии именно в черно-белой фотографии - этому способствовали как более низкая цена черно-белых материалов, так и меньшая сложность обработки ч/б плёнок и печати фотографий в сравнении с цветным процессом. Но это уже - в прошлом. Сейчас, благодаря минилабораториям, которые можно найти практически в каждом городе, обработать цветную плёнку и напечатать цветные фотографии стало гораздо проще (и дешевле!), чем самостоятельно заниматься обработкой и печатью черно-белых фотографий. Поэтому и неудивительно, что черно-белые плёнки сейчас распространены гораздо меньше, чем цветные, и используются они практически только профессионалами. В нашем обзоре мы решили посвятить наибольшее внимание именно цветным негативным плёнкам, а о черно-белых материалах можно почитать статью "Реалии двух цветов" Алексея Николаева, опубликованную в каталоге Потребитель "Фототехника и Видеокамеры" № 10/98.

Процесс получения фотографии достаточно сложен, и итоговое качество изображения зависит от многих факторов. Можно сказать даже так - ухудшить качество конечного продукта (фотографии) можно на любой стадии. Неправильно измеренная экспозиция при съёмке, не очень хорошая оптика, неправильная обработка плёнки или некачественная печать однозначно приведут к достаточно плохому качеству фотографий, даже если все остальные компоненты и слагаемые процесса получения фотографии будут экстра-класса. По нашему глубокому убеждению, наиболее правильный подход для получения наилучших результатов - это системный подход, когда каждый из компонентов и этапов этого процесса не только отвечает требованиям качества, но и соответствует друг другу. Именно с этих позиций мы бы и хотели расказать об одном из главный слагаемых качества фотографии - о фотоплёнке.

Начать, наверное, стоит с разделения потребителей фотоплёнки на две категории - "любители" и "профессионалы", и, соответственно - разделить выпускаемые плёнки на любительские и профессиональные. Деление это, конечно, достаточно условное. В профессиональной практике применение любительской плёнки иногда может оказаться более оптимальным, чем профессиональной. Да и любители, у которых уровень съёмки, аппаратуры и требований к фотографиям вполне соответствуют профессиональным, встречаются отнюдь не так редко. Так что излишне буквально такое деление воспринимать не нужно. Но, зная особенности характеристик плёнок, ориентированных на ту или иную категорию потребителей, гораздо легче сделать правильный выбор, оптимизировав затраты на фотоматериалы и повысив качество фотографий.

Итак, какими идеями руководствуются производители, разрабатывая любительские и профессиональные плёнки?

Для большей части фотолюбителей фотоаппарат уже давно стал чем-то вроде дневника - все более-менее значительные события в жизни находят своё отражение на фотографиях в семейном альбоме. Но события, достойные того, чтобы быть отмеченными на плёнке, в обычной жизни встречаются не так часто, да и по пол-плёнки на одно событие никто уже не тратит. Следовательно, период, в течение которого плёнка будет отснята полностью, обычно составляет несколько недель, а иногда - даже может растянуться до несколько месяцев! И это - совершенно нормально. Встречаются даже случаи, когда плёнка проводит в аппарате больше года. Автору неоднократно доводилось видеть любительские плёнки, на которых было отснято, например, по два Новых Года в начале и в конце плёнки, между которыми спокойно разместились кадры, отснятые 8 Марта, на празднике последнего звонка, во время отдыха на море, 1 Сентября и на чьём-то Дне Рождения. В лабораториях такие плёнки в шутку называют "Времена года". Несомненно, такое долготерпение дано далеко не каждому, да и более короткие плёнки (по 24 и 12 кадров) созданы специально для тех, кто фотографирует мало и хочет увидеть результаты своих "художеств" как можно скорее. К слову - плёнки профессионального назначения длиной меньше 36 кадров встречаются довольно редко. Но в любом случае факт остаётся фактом - у большинства любителей плёнка проводит в аппарате весьма значительное время. На что это влияет? Любительская плёнка хранится достаточно продолжительное время в условиях от комнатной до повышенной температуры как до, так и после съёмки. Известно, что при длительном хранении в светочувствительном слое плёнок происходят необратимые изменения - так называемое "старение" эмульсии. В результате этих изменений чувствительность плёнки уменьшается, снижается контраст, увеличивается уровень вуали, увеличивается зерно, снижается резкость изображения. Кроме этого цветовой баланс плёнки при длительном хранении может значительно смещаться в сторону от оптимального (как правило баланс "уплывает" в сторону жёлто-зелёных цветов). Скорость этих изменений, как и положено большинству физико-химических процессов, зависит от температуры. При пониженной температуре явления старения фотоматериала замедляются, при повышенной - ускоряются. Вместе с процессом старения самой эмульсии вклад в ухудшение изображения вносит и ещё один процесс - деградация (ухудшение качества) скрытого изображения, образовавшегося в эмульсионном слое плёнки в результате экспонирования.

С учетом этого очевидно, что любительская пленка должна обладать способностью очень долго сохранять латентное (скрытое) изображение, образовавшееся в результате засветки, а характеристики такой плёнки не должны заметно меняться при длительном хранении как перед экспонированием, так и в промежутке между экспонированием и обработкой.

Поэтому при изготовлении любительских пленок, как правило, применяется технология преднамеренного "смещения" характеристик плёнок. Смысл этой технологии в том, что характеристики свежеизготовленной любительской плёнки делаются далёкими от идеала - чувствительность и контрастность плёнки выше, чем нужно, цветовой баланс перекошен, цвета - насыщеннее, чем надо и т.д.. Но это делается на основании точного расчёта. Если известно, что при длительном хранении плёнки её цветовой баланс "уплывает" в жёлто-зелёную область, то сместив его при изготовлении в обратную сторону (в данном примере - к сине-пурпурным цветам) можно добиться того, что в результате хранения цветовой баланс плёнки как раз станет оптимальным. Точно так же, намеренно завышенные контраст и чувствительность плёнки в результате хранения прийдут к оптимальным показателям. Сам период хранения плёнки, в течение которого происходят изменения характеристик плёнки к оптимальным значениям, при такой технологии называется "созреванием" эмульсии. Время созревания выбирается таким образом, чтобы рабочие характеристики плёнки приближались к оптимальным спустя примерно пол-года со времени изготовления. За это время плёнка успевает отлежаться и на оптовых складах, и в магазине, и в фотоаппарате. Для справки - срок пригодности к использованию для большинства любительских плёнок составляет 20-24 месяца со дня выпуска.

Такая технология кроме очевидных достоинств обладает и недостатками. Увеличенные показатели чувствительности, контрастности и цветовой насыщенности плёнки, необходимые для того, чтобы в период "созревания" компенсировать ухудшение характеристик плёнки, отнюдь не лучшим образом влияют на другие качественные характеристики плёнки - резкость, цветопередачу, качество воспроизведения деталей в тенях и т.д.. Смещённый в сторону от оптимального цветовой баланс приводит к ухудшению воспроизведения тонких цветовых переходов. Ингибиторы, вводимые в светочувствительный слой любительских плёнок для того, чтобы параметры изображении оставалось приемлемым даже при значительном переэкспонировании, дают и отрицательный эффект - ухудшение воспроизведения деталей в светах изображения. Впрочем, эти неприятные эффекты могут проявляться лишь тогда, когда такая плёнка используется как професиональная. Зато при любительском применении плёнок эти их особенности ни при каких условиях не приводят к сколько-нибудь заметному ухудшению результатов съёмки.

У профессионала расход плёнки намного больше, да и результаты съёмки требуются чаще всего незамедлительно - проявить плёнку в день съёмки или через день-два профессионалу могут помешать только серьёзные причины. Кроме этого, профессионалы стараются хранить все свои пленки в холодильнике, чтобы свести к минимуму изменения в сенситометрических характеристиках с течением времени. Значит динамика сенситометрических характеристик профессиональных плёнок должна довольно сильно отличаться от соответствующих характеристик плёнок любительских.

Поэтому большинство плёнок для профессионалов сразу выпускаются с характеристиками, близкими к оптимальным, и не требуют "дозревания". Пик рабочих характеристик профессиональных пленок рассчитан на обработку в максимально короткий срок после экспонирования (от нескольких часов до нескольких дней). Кроме того, многие типы профессиональных пленок рассчитаны на хранение при пониженной температуре (13-15 градусов Цельсия и ниже). При такой температуре хранения изменения сенситометрических характеристик во время хранения минимальны по сравнению с хранением при комнатной температуре.

Такой подход к разработке профессиональных плёнок имеет немало преимуществ. Отсутствие необходимости в завышении показателей чувствительности и контрастности плёнки позволяет улучшить резкость и уменьшить зернистость плёнки. Отсутствие необходимости в применении ингибиторов улучшает воспроизведение деталей в ярких светах изображения, более низкий уровень вуали позволяет избежать смыливания деталей в тенях, а более низкий контраст фотослоя даёт возможность без потерь передать на снимке больший диапазон яркостей объекта съёмки.

Оценивая разницу между любительскими и профессиональными плёнками, стоит сравнить и аппаратуру, которой пользуются любители и профессионалы. При всём уважении к производителям фотоаппаратуры нельзя не признать, что профессиональная аппаратура и оптика, как правило, делалается более тщательно и качественно, чем любительская. И это выражается не только в механической надёжности, большей скорости и лучшей устойчивости фокусировки, точности экспонирования и тому подобных параметрах, но и в более высоком качестве чернения внутренних поверхностей аппарата, внутренностей и торцов линз объективов. Последние параметры влияют на паразитное светорассеяние системы аппарат-объектив, а следовательно - на контраст будущего негатива. И, если для любительской фотоаппаратуры среднего класса (недорогой зеркалки с зумом типа Canon EOS300 + 28-80 или "мыльницы" класса "выше среднего") разница с профессиональной техникой в контрасте получающегося негатива не столь велика, то в сравнении с ней же дешёвые "мыльницы" дают изображение значительно менее контрастное. Чтобы изображение на фотографиях, снятых в аналогичных условиях профессиональной аппаратурой и недорогой "мыльницей", было одинаково ярким и контрастным, контрастность любительской плёнки должна быть заметно больше, чем для у плёнки для профессионала. Технику типа Зенитов/Киевов, довольно распространённую в нашей стране, можно смело поставить в одну группу с дешёвыми "мыльницами" - невысокое качество просветления поверхностей линз, чернения внутренних поверхностей аппарата и компонентов оптики дают значительный уровень светорассеяния, а значит - снижают контраст изображения, попадающего на плёнку.

Нельзя не "пройтись" и по точности экспонометрии. Довольно большая часть "мыльниц" не может похвастаться излишне точным экспонометром, а у части аппаратов единственная функция автоматики - это включение/выключение встроенной вспышки. Поэтому отклонения экспозиции от нормальной зачастую достигают значительных величин - недодержки на 2-3 ступени или пересвет в 4-5 ступеней на любительской плёнке совсем не редкость, а скорее - норма. Поэтому способность плёнки, предназначенной для любительского использования, давать изображение приемлемого качества даже при столь значительных ошибках при экспонировании - одна из самых нужных характеристик. Конечно, изображение при сильном "пролёте" уже не будет таким ярким, насыщенным и четким, как при экспонировании "по норме". Но зато оно, пусть блекловатое или не очень резкое, непременно БУДЕТ.

Для профессионала же правильное экспонирование плёнки - это правило, а не случайность. Ну а если профессионал и снимает с экспозицией, отличной от нормальной, то это делается сознательно, для получения точно рассчитанного эффекта.

 

 

Различия профессиональных и любительских фотопленок

Довольно часто начинающие фотографы, приобретают профессиональную фотопленку, ожидая получить значительно лучший результат, чем при использовании более дешевой любительской, но иногда результат оказывается не только лучше, но зачастую и хуже. Для того, чтобы понять почему это происходит, рассмотрим основные различия профессиональных и любительских пленок.
Выпускается много различных типов фотопленок, каждая из которых имеет свою область применения. Такие характеристики, как зернистость, четкость и стабильность цвета у аналогичных профессиональных и любительских пленок очень похожи.
Все цветные пленки, состоят из нескольких слоев эмульсии, которая начинает изменять свои характеристики из-за старения, сразу же после выпуска пленки, при этом постепенно начинает изменяться цветовой баланс пленки. Большинство производителей вводят в эмульсию любительских фотопленок специальные добавки, которые замедляют этот процесс при хранении фотопленок в условиях комнатной температуры.
Профессиональные фотографы при съемке должны быть уверены в том, какой цветовой баланс имеет данная и пленка и применять соответствующие фильтры и поправки в экспозиции. Для того, чтобы сохранить цветовой баланс неизменным, пленка должна храниться при температуре ниже 13град., например в холодильнике.
Профессиональные пленки покупаются как правило большими партиями с одним и тем же номером эмульсии, чтобы все пленки имели единый цветовой баланс и чувствительность. От момента съемки до проявки также происходит незначительный промежуток времени.
Профессиональные пленки продаются, как правило упаковками по несколько пленок, и иногда внутрь упаковок вкладываются данные о светочувствительности эмульсии этой партии пленок.
Любительские пленки хранятся обычно при комнатной температуре и длительное время не проявляются.

При температуре ниже 13град. химические процессы замедляются и протекают примерно одинаково и в профессиональных и в любительских пленках.
Большинство профессиональных пленок должно храниться в холодильниках. Исключением являются ряд пленок для фотожурналистов, например Kodak Ektapress, Kodak Ektacolor Pro 160, которые могут храниться в обычных условиях.
Для профессиональных пленок считается допустимым хранение при комнатной температуре до двух недель и проявка в течение недели после экспозиции, без существенного изменения характеристик.
Любительские пленки можно хранить при комнатной температуре в течение их срока годности. Имеет смысл хранить их в холодильнике, если Вы приобретете несколько пленок из одной партии (выбита на упаковке). Тогда Вы сможете использовать все эти пленки, с получением одинаковых результатов, как и в случае с профессиональными пленками.
Летом при температуре выше 24град. в холодильнике желательно хранить все виды пленок. После того как пленка вынута из холодильника, ее нельзя помещать в камеру ранее чем через час, во избежание конденсации на ней влаги.


Таким образом, главное отличие профессиональной пленки от любительской -это стабильность результатов, но только внутри одной партии и при соответствующем хранении.
Приобретение одного ролика профессиональной пленки не даст никаких существенных преимуществ по сравнению с любительской. Лучший результат можно получить при приобретении нескольких любительских пленок из одной партии и хранении их в холодильнике.
Целесообразность применения профессиональных пленок может быть оправдана в тех случаях, когда им нет равноценной замены любительскими. Например, выпускаются специальные профессиональные портретные пленки (Kodak Portra 160 и другие), цвета которых максимально сбалансированы для естественной цветопередачи человеческой кожи.

 

Основные характеристики и параметры плёнки

Светочувствительность плёнки описывает количество света, необходимое для создания на плёнке полноценного изображения. Определение светочувствительности плёнки в настоящее время проводится по американскому стандарту ASA (например - 200 ASA) и по немецкому DIN (соответственно - 24/10° DIN, упрощённо - 24° DIN). В международный стандарт ISO, принятый для маркировки чувствительности плёнок, обе эти цифры входят вместе (ISO 200/24°), но зачастую эту запись используется в сокращенном виде - просто "ISO 200". Чем больше светочувствительность, тем при меньшем уровне освещённости плёнки на ней будет создаваться изображение соответствующей плотности. Уменьшение вдвое количества света, падающего на поверхность эмульсионного слоя плёнки, требует компенсации за счёт увеличения чувствительности плёнки в два раза (удвоения значения чувствительности для линейной системы ASA или на три единицы для логарифмической системы DIN).

Как в любительской, так и в профессиональной практике чаще всего используются плёнки с чувствительностью от ISO 100/21° до ISO 800/30°. На упаковке плёнки обязательно указывается её номинальная (полученная при стандартных условиях обработки и хранения) чувствительность в виде надписи "ISO 200/24°" (пример для плёнки со светочувствительностью ISO 200). Как одна из основных характеристик плёнки, значение чувствительности обычно дублируется в нескольких местах крупными цифрами на коробке плёнки и на кассете. Также чувствительность обязательно указывается в DX-коде на кассете 35мм плёнок для введения этой характеристики в память автоматических камер. Наличие на кассете DX-кода указывается на упаковке плёнки логотипом DX (впрочем, на сегодняшний день найти в продаже плёнку, заправленную в кассеты без DX-кода, практически невозможно).

О формате покупаемой плёнки обязательно нужно помнить, читая информацию на упаковке плёнки. 135 - пленка для 35-мм фотоаппаратов. Также обычно указывается размер кадра - 24х36. IX240 - пленка для фотоаппаратов стандарта APS (Advanced Photo System). На её упаковке обычно изображен символ APS. 120 или 220 - пленка для среднеформатных фотоаппаратов (6х4.5, 6х6 и т.д.). Для плёнок тип 135 и IX240 указывается и количество кадров (например - 135-24). Попутно стоит заметить, что упаковки плёнки форматов 135 и IX240 достаточно похожи друг на друга, но сами плёнки (несмотря на идентичность эмульсий) выпускаются в продажу под разными названиями. Например, плёнки Agfa Futura и Agfa Futura II формата IX240 имеют "сестёр" 135-го формата под названием Agfa HDC plus и Agfa Vista. Поэтому, для того, чтобы избежать ошибки при покупке плёнки, стоит обращать внимание на название плёнки - если оно явно незнакомое (например - Kodak Advantix или Fuji Nexia), то стоит более внимательно отнестись к определению типа плёнки.

Рекомендуемый процесс обработки обязательно указывается для всех цветных и монохромных плёнок. Стандартным для цветных и монохромных негативных плёнок является процесс Kodak С-41. На плёнках Agfa, Fuji и Konica кроме стандартного процесса С-41 указывается и его фирменный аналог (AP-70, CN-16 и CNK-4 соответственно). Для цветных обратимых плёнок стандартным является процесс Kodak E-6, а аналогичные процессы у Agfa, Fuji и Konica носят названия AP-44, CR-56 и CRK-2 соответственно. Поэтому надпись "process C-41" говорит о том, что это плёнка негативная, а на обратимой плёнке обязательно будет надпись "process E-6". Негативную цветную плёнку также легко идентифицировать по надписям "цветная негативная плёнка" ("film for color prints"), в то время как на обратимой должно быть написано "film for color slides" или "color reversal film", а для черно-белой плёнки стандартные варианты надписи - "black-and-white film" или "film for b/w prints".

Все любительские и большая часть профессиональных цветных плёнок предназначены для съёмки при дневном солнечном освещении или при свете электронных ламп-вспышек. Большинство производителей указывают сбалансированность плёнок для дневного света маркировкой "daylight" или "daylight/flash". Если пытаться снимать на "дневные" плёнки при свете ламп накаливания, то изображение будет иметь желто-красную гамму. Поэтому для съёмки при свете ламп накаливания предназначены специально сбалансированные для этого "вечерние" плёнки, имеющие маркировку "tungsten", а большинство из них - и букву "T" в своём названии.

Срок годности плёнки указывается в виде даты, до которой желательно обработать плёнку. Дату окончания срока годности плёнки можно найти после слов "обработать до" ("process before"). Без сомнения, характеристики плёнки изменяются не скачкообразно, поэтому даже просроченная плёнка иногда бывает вполне пригодна к использованию - нужно только протестировать её, определив реальную светочувствительность и отсутствие отклонений цветопередачи.

Многие плёнки (особенно профессиональные) сохраняют свои характеристики в течение срока, указанного на упаковке, лишь при условии соответствующего режима хранения. Для большого числа профессиональных плёнок обязательно хранение при пониженной температуре. На упаковке таких плёнок обязательно имеется либо надпись "хранить при температуре ниже 13°С", либо - рисунок термометра с отметкой максимальной температуры хранения и стрелкой, направленной вниз. Для соблюдения условий хранения большинства любительских и части профессиональных плёнок достаточно защитить их от воздействия большой температуры. Такие плёнки имеют на коробке надпись "защитить от нагрева" ("protect from heat") либо "хранить в прохладном месте" ("keep cool").

 

Анатомия плёнки

Механической основой фотоплёнок служит тонкая (90-120мкм) гибкая прозрачная плёнка (как правило - триацетат целлюлозы). На неё наносятся эмульсионный слой, чувствительный к свету, а также остальные слои, обеспечивающие плёнке необходимые оптические и механические характеристики. Эмульсия цветной плёнки, как правило, состоит из трёх слоёв, содержащих светочувствительные компоненты (зёрна галогенидов серебра) и цветообразующие компоненты (вещества, образующие в процессе проявления изображение соответствующего цвета). Каждый слой чувствителен к воздействию света только своей области спектра - красному, зелёному или синему. После экспонирования и проявления плёнки в красночувствительном слое образуется негативное изображение, состоящее из красителя голубого цвета. Соответственно в слоях, чувствительных к зелёному и синему свету, образуются негативные изображения пурпурного и жёлтого цвета. К сожалению, кроме основной зоны чувствительности каждого из слоёв плёнки есть и побочные (паразитные) зоны чувствительности, которые ухудшают цветопередачу, делая цвета грязноватыми. Главное неудобство доставляет побочная зона чувствительности к синему свету у красно- и зелёночувствительного слоёв. Для того, чтобы это неприятное явление не ухудшало качество цветовоспроизведения, на пути хода лучей между синечувствительным слоем (расположенным первым), и находящимися глубже зелёно- и красночувствительным слоями расположен жёлтый фильтровый слой. Он отсекает свет синей области, препятствуя образованию паразитных изображений в зелёно- и красночувствительном слоях. После экспонирования необходимость в жёлтом фильтровом слое отпадает, поэтому при проявлении он обесцвечивается. Между подложкой плёнки и эмульсионным слоем расположен противоореольный слой, предотвращающий падение четкости изображения при съёмке контрастных сюжетов. При обработке непрозрачный противоореольный слой плёнки также разрушается. Кроме основных слоёв, отвечающих за оптические характеристики, в состав плёнки входят промежуточные слои, улучшающие механическую прочность эмульсии, а также - защитный слой, предохраняющий от повреждений нежную поверхность светочувствительного "бутерброда".

 

Монохромные плёнки

В отдельный класс мы бы хотели выделить плёнки, предназначенные для получения монохромного изображения без использования традиционного черно-белого процесса. Этот класс весьма немногочисленен, и на сегодняшний день представлен всего тремя плёнками - Ilford XP2 super, Kodak T-Max 400CN и Konica VX400 Monochrome. Такие плёнки (в отличие от настоящих черно-белых) называются монохромными. По строению они довольно похожи на цветные плёнки. Точно так же, как и в цветных плёнках, у монохромных светочувствительная эмульсия состоит из трёх слоёв, в которых после проявления создаются изображения жёлтого, пурпурного и голубого цветов. Но, в отличие от цветных плёнок, у которых каждый слой чувствителен лишь к узкому участку спектра, все три светочувствительных слоя монохромных плёнок имеют одинаковую сенсибилизацию, а поэтому плотность изображений жёлтого, пурпурного и голубого цветов получается пропорциональной независимо от цветовых характеристик сюжета. Монохромные плёнки, конечно, не могут служить полноценной заменой чёрно-белым плёнкам. Но зато по некоторым параметрам монохромные плёнки имеют значительное превосходство. В первую очередь хочется отметить значительно большую экспозиционную широту монохромных плёнок. Благодаря тому, что изображение создаётся не из зёрен металлического серебра, а за счёт осаждения красителей, зернистость изображения при пере- и недоэкспонировании возрастает не столь значительно, как в случае черно-белых плёнок. Монохромные плёнки гораздо проще печатать в лабораториях, предназначенных для обработки цветных плёнок - аналогичная цветным плёнкам структура монохромных плёнок значительно облегчает печать фотографий на цветной бумаге, позволяя достаточно точно настроить соответствующий негативный канал принтера минилаба. Кроме этого, нанесённый на плёнку DX-код делает возможным автоматическую идентификацию плёнки и правильное определение номера кадра при выборочной печати. Не стоит забывать и о том, что даже малейшие ошибки при самостоятельной обработке черно-белых плёнок способны привести к значительному ухудшению (а иногда даже - и к утрачиванию) негативного изображения. Монохромные плёнки благодаря приспособленности их к обработке в стандартном процессе C-41 позволяют избежать риска, связанного с нарушением режима обработки, а также позволяют получать фотографии чёрно-белые так же быстро, как и цветные, не обладая ни навыками обработки ч/б материалов, ни соответствующим лабораторным оборудованием. Немаловажно и то, что с монохромных плёнок на цветной бумаге можно напечатать не только классическое чёрно-белое, но и тонированное в любой цвет изображение.

 

Пленки для фотожурналистов

Требования фотожурналиста значительно отличаются от требования фотографа, занимающегося портретной съёмкой. В отличие от фотографа, работающего в студии или на пленэре, фоторепортёр лишён возможности управлять светом, и вынужден пользоваться тем освещением, которое есть в данный момент, а единственное средство каким-либо образом изменить освещение объекта съёмки - вспышку на камере - далеко не на всех мероприятиях можно применить. Поэтому высокочувствительные плёнки для репортёра - не прихоть, а зачастую - единственная возможность сделать ценный кадр. Кроме этого, освещение, при котором приходится работать репортёру, чаще всего далеко от идеала не только по характеру, но и по цветовым характеристикам. Особенно это касается освещения в залах, где проходят спортивные мероприятия - оно, как правило, даже на первый взгляд ничего общего со стандартным "дневным" светом, для которого сбалансирована большая часть плёнок, не имеет. Следовательно, репортерская плёнка должна быть по возможности высокочувствительной, не очень требовательной к точности экспонирования и цветовым характеристикам освещения.

Кроме того, негативы фотожурналистов могут сканироваться, ретушироваться, подвергаться форсированной обработке (push-процессу) для увеличения чувствительности. Для этих плёнок не обязательно хранение при пониженной температуре.

Типичные плёнки, предназначенные для фоторепортёров - это Fujicolor Press 400, Fujicolor Press 800, Kodak Supra 400, Kodak Supra 800. Выпускаются они только в формате 135-36 (так как подавляющая часть фоторепортёров пользуется 35мм зеркальной фотоаппаратурой), и продаются упаковками от 5 до 50 штук - профессионал редко снимает по одной плёнке.

 

Плёнки для портретной фотографии

Портретная фотография - это не только особый вид съёмки, со своими правилами композиции, освещения и довольно своеобразным подбором осветительной техники и оптики. Съёмка портрета, когда наиболее значительный (если не по размеру занимаемой на снимке площади, то уж точно - по важности) объект - это лицо человека, ещё и достаточно серьёзное испытание для фотоматериалов, которые при этом используются. Причин этому несколько. Например, проверить правильность передачи на снимке цвета кожи, используя в качестве тест-объекта тыльную сторону кисти руки - достаточно легко, поэтому заметны даже малейшие отклонения цветопередачи. Кроме этого, передача цвета и тона кожи человека - задача сама по себе нелёгкая. Иногда для того, чтобы сделать более верным воспроизведение на снимке оттенков кожи, приходится жертвовать точностью передачи остальных цветов. Поэтому и неудивительно, что многие из производителей фотоматериалов в спектре выпускаемой продукции обязательно уделяют место плёнкам, предназначенным специально для портретной съёмки. Эти плёнки характеризуются меньшим, чем у плёнок общего применения, контрастом, а часть из них дополнительно имеет пониженную насыщенность цветов, отчего изображение становится более мягким и пастельным, приближаясь иной раз к черно-белому.

Ассортимент специализированных "портретных" плёнок довольно широк. Самую большую линейку на сегодняшний день представляет Kodak - речь идёт о плёнках семейства Kodak Portra - Kodak Portra 100Т, Kodak Portra 160NC, Kodak Portra 160VC, Kodak Portra 400NC, Kodak Portra 400VC и Kodak Portra 800.

Остальные производители плёнок меньше смущают потребителя широтой выбора - Konica для портретной фотографии предлагает три плёнки (Konica Color Impressa 100, Konica Color Impressa 200 и Konica Color 160 professional), а Agfa - единственную плёнку Agfacolor portrait XPS 160 professional.

Fujifilm для съёмки портрета рекомендует пользоваться плёнками Fujicolor Reala, Fujicolor NPS 160 professional, Fujicolor NPL 160 professional и Fujicolor NPH 400 professional.

 

Пленки универсального применения

Hесмотря на то, что профессионалам для специальных видов съемки иногда необходимы пленки со специфическими характеристиками, довольно часто встречаются и ситуации, когда возникает необходимость в использовании универсальных пленок. Может даже лучше будет сказать так: для достаточно большой части сюжетов и применений вполне можно обойтись именно плёнками "общего назначения". Они хороши для съёмок пейзажей, для натюрмортов, отлично подходят для промышленной фотографии, съёмки жанровых сцен, архитектуры, для репродукции и многих других работ, встречающихся в практике профессионала. В некоторых случаях такие плёнки даже можно использовать для портретной съёмки. Оптимизацию изображения по контрасту и насыщенности цветов можно проводить уже на этапе печати, подбирая для каждого сюжета (или даже - для каждого снимка) наиболее подходящий по контрасту и цветовой насыщенности тип бумаги. В нашей стране наиболее распространена "троица" бумаг Kodak Ektacolor - Supra, Portra и Ultra с нормальной, пониженной и повышенной насыщенностью цветов соответственно. Аналогичные по назначению бумаги от Agfa, Fujifilm, и Konica известны у нас меньше.

Как пример плёнок общего назначения можно привести линейку плёнок от Agfa - Agfa Optima II 100, Agfa Optima II 200, Agfa Optima II 400. В качестве универсальных можно также использовать и плёнки, предназначенные для других целей - например Kodak Supra 100, Kodak Supra 400, Fujicolor NPS 160 professional, Fujicolor NPH 400 professional и даже любительскую Fujicolor Reala Superia.

 

Профессиональные плёнки

Если большинство требований, предъявляемых к любительской плёнке, вполне можно воплотить в конкретной линейке плёнок, отличающихся друг от друга лишь чувствительностью, то у профессионалов в зависимости от выполняемой задачи требования к свойствам плёнки могут кардинально отличаться.

С учетом этого производится множество разных типов пленок, чтобы удовлетворить даже самые специфические требования, предъявляемые профессионалами в зависимости от видов фотосъемки. Но даже при всём разнообразии продукции для профессионалов, общие черты плёнок явно профессиональной направленности всё-же отметить несложно.

Профессиональные плёнки гораздо больше, чем любительские, привередливы к условиям хранения и экспонирования. Они, как правило, требуют хранения при пониженной температуре как до, так и после съёмки. Обработать их желательно как можно скорее, а при съёмке - тщательно придерживаться показаний экспонометра. Зато эти плёнки, в большинстве своём, обладают некоторыми весьма ценными для профессионала, хотя совершенно бесполезными для любительского применения свойствами. Например, часть из профессиональных плёнок расчитана не только на стандартную обработку, но и на push- и pull-процессы (для повышения или понижения чувствительности). Разрешающая способность у большинства профессиональных плёнок зачастую выше, а зернистость - ниже, чем у аналогичных по номинальной чувствительности любительских плёнок. Профессиональные плёнки лучше, чем любительские, разделяют детали в светах и тенях, а также лучше различают тонкие цветовые оттенки. Немаловажно и то, что для фотографа-профессионала очень важна повторяемость результатов. Ведь профессионал должен быть уверен в высоком качестве результатов своей работы. Пробы (тестовые съёмки) для выяснения характеристик плёнки (чувствительности, контрастности и цветопередачи) для создания наиболее оптимальных условий обработки и экспонирования плёнки конкретной марки обязательно имеют место в практике профессионала. Поэтому профессиональные материалы изготавливаются с достаточно большой степенью точности, чтобы избавить фотографа от необходимости проводить подобные пробы для каждой новой партии плёнки. Высокой степени повторяемости характеристик профессиональные плёнки обязаны более тщательному технологическому контролю. За счёт этого производство профессиональных плёнок получается более дорогостоящим. Кроме того, профессиональные плёнки, которым не нужна стадия "дозревания" эмульсии, гораздо более критичны к условиям хранения и транспортировки, что также увеличивает их стоимость. Именно поэтому профессиональные плёнки в большинстве своём стоят гораздо дороже, чем плёнки любительские.

Весь спектр плёнок, выпускаемых для профессионалов, можно приблизительно поделить на следующие категории: плёнки универсального назначения, плёнки для портретной фотографии, плёнки для спецэффектов и плёнки для фотожурналистики. Рассмотрим каждую группу плёнок подробнее.

 

Любительские фотоплёнки

Таким образом, теперь можно определиться со спектром требований, которым должна соответствовать типичная любительская плёнка. Она должна быть достаточно контрастной и давать яркое и сочное изображение с насыщенными цветами даже при съёмке дешёвой "мыльницей". Кроме этого любительская плёнка должна выдерживать всяческие издевательства, на которые вольно или невольно толкает её жизнь в аппарате фотолюбителя. К примеру, она должна без проблем переживать длительное хранение в тепле как до, так и после экспонирования, спокойно относиться к перегреву, сохранять способность к воспроизведению изображения при значительных отклонениях экспозиции от нормальной. С другой стороны - в практике любителя печать больших форматов встречается нечасто, сканировать любительскую плёнку тоже навряд-ли кто-то будет. Да и проводить обработку этих плёнок с какими-то отклонениями от стандартного процесса не предполагается.

На рынке плёнок для любительской фотографии практически во всём мире наибольшее распостранение получили плёнки Agfa, Fuji, Kodak и Konica. На сегодняшний день основные линейки любительских плёнок называются Agfacolor HDC plus у Agfa, у Fujifilm - это плёнки Fujicolor new Superia (сейчас они носят название "Fujicolor Superia 4th Color Layer"), у Kodak - Kodak Gold (6-й модификации), у Konica - Konica Centuria. Впрочем, ситуация с основной линейкой любительских плёнок у всех производителей достаточно быстро меняется. У Agfa меньше, чем за 5 лет плёнки Agfacolor XRG уступили своё место сначала плёнкам Agfacolor HDC, потом - Agfacolor HDC plus, а сейчас представлен следующий претендент на это место - плёнки Agfa Vista. Примерно за это же время у Fujifilm произошло три "смены караула" - плёнки Fujicolor Super G уступили место плёнкам Fujicolor Super G plus, Fujicolor Superia и Fujicolor new Superia. Konica дважды меняла своего "флагмана" (Konica XG - Konica VX - Konica Centuria), а Kodak, не меняя торгового названия "Kodak Gold", три раза сменил эмульсию этих плёнок (с 3-й по 6-ую модификацию плёнок чувствительностью ISO 100/200/400). Поэтому, независимо от того, как будут называться плёнки этого класса у каждого производителя из ведущей четвёрки в дальнейшем, несомненно одно - это будут очень качественные плёнки, воплощающие в себе самые последние достижения науки в этой области и представляющие самые передовые технологии. На их качество всегда можно рассчитывать, а распостранённость этих плёнок служит залогом максимально качественной печати фотографий с них в любой точке мира.

Чаще всего основная линейка любительских плёнок представлена эмульсиями чувствительностью ISO 100, 200 и 400. "Двухсотка" - плёнка наиболее универсальная, а поэтому - и самая покупаемая. Она позволяет производить съёмку в довольно широких световых условиях без необходимости замены плёнки. Идеально подходит как основная плёнка для применения в недорогих "мыльницах". Применение плёнки с низкой (ISO 100) чувствительностью позволяет избежать переэкспонирования в условиях, когда освещённость заведомо достаточно высокая - например летом на улице, или на море. Необходимость в увеличенной до ISO 400 чувствительности возникает при неблагоприятных условиях съёмки - при пасмурной погоде, при съёмке в просторном помещении со вспышкой, а также - при съёмке быстро движущихся объектов. Четырёхсотка также хороша для использования в "мыльницах" с зумом. Как правило, менее чувствительные плёнки в сравнении с более чувствительными имеют лучшие показатели разрешающей способности и зернистости. Кроме этого любительские плёнки с меньшей чувствительностью гораздо легче, чем их высокочувствительные сёстры, переносят значительные отклонения от нормы при экспонировании (особенно в сторону недодержек). Поэтому правило "чем дороже - тем лучше" срабатывает не для всех случаев.

Широкое распостранение компактных камер с зум-объективом большой кратности (и, как следствие - низкой светосилы) вызвало необходимость в повышении планки максимальной чувствительности любительских плёнок до ISO 800. Первыми эту "высоту" взяла компания Fujifilm, выпустив плёнку Fujicolor Super G plus 800. За ней последовали Kodak и Konica (выпустив плёнки Kodak Gold Zoom 800 и Konica Centuria 800). Точку в утверждении плёнки ISO 800 как отраслевого стандарта любительских плёнок поставила Agfa, выпустив в составе новой линейки Agfa Vista плёнку Agfa Vista 800.

Описывая любительские плёнки, нельзя не остановиться и на появившемся в этом классе делении плёнок на нескольких ценовых категорий.

Основной линейке плёнок, предназначенных для любительского применения фирмами-производителями уделяется довольно много внимания не только в рекламе, но и в совершенствовании их характеристик. Как мы видим, проектирование и изготовление плёнки, которая бы максимально отвечала требованиям среднего фотолюбителя - дело непростое. При этом используются самые передовые технологии и строжайший технологический контроль. И результаты этого процесса хорошо видны даже неспециалисту. Плёнки становятся лучше - резче, мелкозернистей, чувствительней. Цветопередача их становится сочней и естественней, а требования к условиям хранения и точности экспонирования - менее жесткими. Но технология не стоит на месте, и плёнки год от года, поколение за поколением становятся всё лучше и лучше. Процесс этот продолжается уже достаточно продолжительное время. В результате его на рынке явно плохих плёнок уже нет, а потребителю уже предлагают выбирать между плёнками очень хорошими и хорошими. О первых много рассказывать не нужно - в них, действительно, воплощены самые последние достижения науки и технологии.

Но ведь плёнки, которые выпускались два-три-пять лет назад уже были неплохими. Похуже, конечно, чем последние разработки, но всё-же и у этих плёнок характеристики достаточно хороши. Зато у них есть одно преимущество перед плёнками последних разработок - их можно продавать по более низкой цене. И для нынешней экономической ситуации в нашей стране, когда потребителей, желающих оптимизировать свои затраты, стало немало, выпуск на рынок таких плёнок - это уже серьёзный козырь в конкурентной борьбе. Теперь, выбирая себе плёнку из категорий "подороже, но лучше" и "[почти] то же качество, но цена меньше" покупатель может выбирать не между продукцией разных производителей (например - между Кодаком и Коникой), а иметь полную гамму выбора в пределах модельного ряда одного производителя (например - между Kodak Gold и Кодак Колор плюс).

Первыми из специально выпущенных недорогих плёнок на российском рынке появились плёнки Кодак Колор Плюс, чуть позже Fujifilm предложила плёнки аналогичного назначения под названием "Фуджиколор". Следуя правилам игры, гамма чувствительностей и размеров таких плёнок представляется неполная. В продажу, как правило, выпускаются только самые "экономичные" плёнки - чувствительностью iso100 и ISO 200 длиной 24 и 36 кадров (плёнки Кодак Колор Плюс в 12-кадровой расфасовке появились совсем недавно и особым спросом не пользуются). Несколько другим путём пошли Agfa и Konica. Концерн Agfa возобновил производство известных в своё время плёнок Agfacolor XRG, а Konica - не стала прекращать производство плёнок Konica VX.

С другой стороны, для любителей, чьи запросы к качеству фотографий, а значит - и к характеристикам аппаратуры и плёнки можно охарактеризовать словосочетанием "выше среднего", также выпускаются несколько специальных плёнок. Речь идёт о плёнках Fujicolor Reala Superia 100 и серии Kodak Royal Gold (плёнки чувствительностью iso100/200/400/1000). Технологии, использованные при их создании, отличаются от технологий, применённых при создании основного ряда соплеменных любительских плёнок - Fujicolor Superia (new Superia) и Kodak Gold. Например, плёнка Fujicolor Reala Superia 100 по технологическим решениям близка к профессиональным плёнкам Fujicolor Reala 100 и Fujicolor NPS 160 professional, а семейство плёнок Kodak Royal Gold сделаны по той же технологии, что и APS-ные плёнки Kodak Advantix. Впрочем, идея внедрения в производство 35мм плёнок более качественных эмульсий, разработанных специально для фотоплёнок формата IX240 системы APS, уже не уникальна - немного позже концерн Agfa, воспользовавшись технологией плёнок Agfa Futura, выпустил сначала плёнку Agfa HDC 400, а потом - плёнки Agfa HDC plus 100/200/400. Аналогично поступила и компания Fujifilm, выпустив на основе эмульсий модельного ряда Fujicolor Nexia плёнки Fujicolor Superia форматов 135 и 120.

А вот о плёнке Fujicolor Reala Superia стоит рассказать особо. Она занимает промежуточное положение между профессиональными и любительскими плёнками. Эмульсия этой плёнки достаточно близка по строению к Fujicolor Reala и Fujicolor NPS 160 professional. От них она унаследовала отличную цветопередачу, низкую зернистость и высокую резкость, свойственные профессиональным плёнкам Fujicolor. Однако, поскольку эта плёнка предназначена в первую очередь для любительского использования, то контрастность у неё несколько увеличена, а хранение возможно при комнатной температуре. Плёнкой Fujicolor Reala Superia довольно охотно пользуются и профессионалы, когда увеличенная контрастность и меньшая привередливость к условиям хранения - как раз "в тему". Недостаток у этой плёнки тоже есть - по цене она гораздо ближе к профессиональным, чем к любительским плёнкам.


fotograff.com.ua

Плёнок на рынке присутствует огромное количество, и разобраться в этом многообразии, на первый взгляд, практически невозможно.

Но, оказывается, всё не так уж и сложно, если рассматривать всё по порядку.

Плёнок на рынке присутствует огромное количество, и разобраться в этом многообразии, на первый взгляд, практически невозможно.

Но, оказывается, всё не так уж и сложно, если рассматривать всё по порядку.