КОНТАКТЫ:  Копицентр ФотоПринт Киев. 1)ул. М.Гришко, 8А.  2)ул. Ревуцкого, 42Б.  (график работы)    ...

Пересвет и слишком тёмные фото

Пересвет и слишком тёмные фото

Ни для кого не секрет, что фотоаппарат видит мир иначе, чем человек. Человеческий глаз может подстроиться под любое освещение, и воспринимать картинку относительно – фотоаппарат же куда более прямолинеен - за это мы, при неудачных условиях съемки и настройках, и расплачиваемся пересветами:

и провалами в тень:

Пересвет

Пересвеченные фотографии можно условно разделить на две категории: относительный пересвет и абсолютный. Если хотя бы один канал сохранил информацию, и фото можно исправить на его основе, это считается пересветом относительным.

Относительный пересвет. Информация о световых пикселях сохранена.

Если же пиксели потеряны и «вытащить» их из фото никак не получается – это абсолютный пересвет, и восстанавливать его придется другими методами – клонированием и даже заимствованием деталей с других фотографий.

Абсолютный пересвет. Фото засвечено без возможности восстановления информации.

Среди начинающих дизайнеров часто встречается одна и та же ошибка – они производят над фотографией стандартные процедуры без ее анализа. В результате обычно становится хорошо заметно, что какая-то работа над фотографией проводилась, но снимок при этом становится хуже, чем был.

«Снимать надо было правильно! Больше из этой фотографии ничего не вытянуть» - ругаются в ответ на критику дизайнеры-любители.

На самом деле, при правильном подходе и знании инструментов фоторедактора, вылечить можно недостатки практически любого снимка. Главное – знать, что именно делать и в какой последовательности, а не действовать наугад.

Возьмите в привычку перед обработкой всегда анализировать фото – что именно не так, каким способом это лучше убрать, а какие детали убирать нельзя. Только так можно подобрать правильный инструмент для исправления недостатка фото.

Как бороться. Относительный пересвет всей фотографии.

Хороший пример фотографии, которую можно спасти, пользуясь только настройками из раздела «Image».

Рассмотрим сразу несколько.

Экспозиция (Image – Adjustments - Exposure)

Если фотография слишком светлая на всех участках, то совершенно логичным в такой ситуации будет заняться тем, с чем не справился фотоаппарат - поправить экспозицию. Заходим в меню коррекции экспозиции: Image – Adjustments – Exposure.

Передвигая вправо нижний ползунок (Gamma Correction), мы возвращаем всей фотографии объем. Цифру выбирайте соответственно уровню засвеченности, везде она будет своя, главное не перестараться – следите за тенями, в них не должно быть «провалов», т.е. абсолютно черных участков, потерявших детали.

После поправки цвета (см. статью о цветовом балансе) фото приобретает более гармоничный вид:

Остается только подровнять фон и поправить кожу лица.

до

после

Кривые (Image – Adjustments - Curves)

Для этих же целей можно использовать инструмент «кривые» (Image – Adjustments - Curves).

Из плюсов – возможность тонкой настройки, включая настройку каждого канала в отдельности.

Впрочем, в случае с данной фотографией кнопка «Auto» в окне «Curves» срабатывает корректно, и результат соответствует правке экспозиции + правке цвета из предыдущего примера:

Авто-кривые

Уровни (Image – Adjustments - Levels)

«Уровни» в данном примере абсолютно равнозначны «Кривым», и если Вам привычней этим инструментом, используйте для коррекции его.

Как бороться. Относительный пересвет части фотографии.

Предположим, что задача состоит только в том, чтобы максимально верно «вытянуть» из фотографии исходное небо за окном.

При просмотре каналов можно обнаружить, что в красном канале информация о небе сохранилась, а значит можно заняться его восстановлением:

Инструмент Shadows/Highlights (Image – Adjustments - Levels)

Создаем копию слоя и выбираем инструмент Shadows/Highlights (Image – Adjustments - Levels).

«Shadow Amount» отвечает за осветление теней, а «Highlights Amount» за затемнение светлых участков.

Сразу возвращаем верхний ползунок «Shadows Amount» влево, на отметку 0% - сейчас нам не нужно осветлять тени.

А ползунок у «Highlights Amount» двигаем направо. При этом у Вас будет изменяться вся фотография – не обращайте внимания, смотрите только на небо за окном, и останавливайтесь тогда, когда оно примет надлежащий вид. В данном случае это 65%:

Жмем «ОК».

К этому слою применяем маску (на панели слоев это круг внутри прямоугольника):

Заливаем ее черным (Edit – Fill – Black - OK).

Теперь, рисуя на маске слоя белой кистью, мы добавляем на исходную фотографию поправленное нами в предыдущем шаге небо:

Палитра слоев должна выглядеть примерно так:

Место, где небо касается крыш домов, все-таки остается пересвеченным, но его легко можно дорисовать, к примеру, клонированием.

небо до небо после

Аналогичным способом можно исправлять пересвет лица на подобных фотографиях:

до

после

Как бороться. Абсолютный пересвет. Замена пересвета.

Самый распространенный пример абсолютного пересвета – засвеченное небо. Зачастую выставлять настройки фотографы-любители не умеют или просто некогда – многие снимки делаются «на ходу». Результат – белая заливка вместо неба.

Восстановить его не удастся, значит нужно "рисовать" новое.

Сначала берем подходящее фото неба. Я неспроста говорю «подходящее». Уместные на природных фотографиях кучевые облака – на городском фото будут только отвлекать внимание, лучше выбрать что-то более нейтральное. К примеру, такое:

Копируем его на новый слой и размещаем на месте пересвета.

Важно: всегда смотрите, чтобы контраст и цветовая насыщенность неба соответствовала фотографии. Это очень важно. Если яркое контрастное небо вставлять без правки в тусклую фотографию, оно будет смотреться чужеродное. Поэтому всегда подгоняйте элементы монтажа друг под друга.

Меняем режим смешивания верхнего слоя с Normal на «Multiply» (или «Darken», зависит от ситуации).

Добавляем маску через палитру слоев:

Рисуя черной кистью на маске слоя, мы прячем ненужные участки, оставляя только небо.

Теперь можно понижать непрозрачность слоя, менять цвет неба, контраст, чтобы монтаж выглядел реалистично.

Как бороться. Абсолютный пересвет. Пересвет на лице.

С пересветом на лице обойтись так же просто, как с небом, не получится. Хотя бы потому, что черты лица не такие однозначные и линейные, как плоскость неба.

Если Вам повезло и у Вас есть другие фотографии без пересвета в том же ракурсе – можно попытаться совместить их, аккуратно подгоняя друг под друга. Если же других фотографий нет, придется заняться восстановлением вручную.

Выделяем область пересвета. Через «Select – Color Range» выбираем цвет, который хотим выделить. Значение «Fuzziness» примерно 125%.

Жмем «ОК». Пипеткой выбираем самый светлый оттенок кожи - цвет, находящийся ближе всего к пересвету.

Не снимая выделения, создаем новый пустой слой, и закрашиваем его выбранным цветом.

Снимаем выделение (Ctrl+D или меню «Select - Deselect»).

Нужно заметить, что многие на этом этапе и заканчивают, не замечая, что лицо стало плоским. Не делайте этой ошибки.

Добавляем на верхний слой маску, заливаем ее черным. Белой кистью со значением Opacity около 20% аккуратно возвращаем цвет в нужных местах. Будьте особенно внимательны, закрашивая область носа – край должен оставаться светлым, иначе пропадет объем.

Сливаем видимые слои в новый слой («Ctrl+Alt+Shift+E»)

Теперь инструментом «Patch Tool» («Заплатка») маскируем переходы и выравниваем кожу: выделяем небольшой участок перехода и перетаскиваем его на слой с текстурой кожи. Если видите, что лицо становится однотонным и пропадает объем, понижайте прозрачность верхнего слоя.

Не стоит использовать вместо «Заплатки» клонирование «Штампом». Инструмент «Штамп» хорош, когда речь идет о клонировании плоских, однородных участков, но для ретуши лица подходит редко.

до после

Слишком темные фотографии

С одной стороны, осветлять слишком темные фотографии проще, чем бороться с пересветом. С другой – у осветления есть побочные эффекты, бороться с которыми непрофессионалу будет не так просто. Абсолютно естественным образом в темноте не будут видны шумы, недостаток цвета, проблемы с контрастом и многие другие «сюрпризы», которые сразу же проявляются, стоит вернуть фотографии естественное освещение. Поэтому, если Вы собираетесь брать на себя ответственность «вытаскивать из тени» снимки, сначала Вам придется хорошенько изучить приемы устранения цветового и светового шума и артефактов jpg-сжатия, восстановления цвета и резкости.

Осветление. Shadows/Highlights

Ошибки экспозиции

Слишком светлое небо и «провалы» в тенях – недостаток экспозиции, который логичней всего исправлять с помощью функции «Shadows/Highlights». Данный инструмент автоматически распознает тени и светлые участки фотографии, и работает с ними по-отдельности, без необходимости искать их самому. Фактически он является заменой комплексу действий, когда вручную выделяются темные и светлые участки, перемещаются на новый слой и обрабатываются с разными настройками.

Создаем копию слоя, и открываем «Shadows/Highlights» (Image – Adjustments - Shadows/Highlights).

Фото сразу изменится - по умолчанию значение «Shadows Amount» равно 50%, это значит, что тени осветляются вполовину от начального значения. Верните пока ползунок на 0%.

В упрощенном режиме (когда галочка «Show more options» отсутствует), в окошке всего два параметра: значение «Shadows» отвечает за осветление теней, а значение «Highlights» - за затемнение светлых участков. Если вы используете этот режим, то во-первых не выкручивайте ручки больше 20-30% за раз. Во-вторых, после этого фильтра придется использовать еще несколько ("Кривые", "Уровни", "Контраст"...), чтобы вернуть цвета, сбалансировать контраст.

Мы включим расширенный режим (поставить галку напротив «Show more options») и уже в нем будем работать.

У обоих параметров появятся дополнительные настройки, а ниже – еще несколько функций по коррекции цвета и контраста.

Следите за осветлением теней – они не должны стать однотонной серой заливкой. В данном случае легкого обозначения контуров одежды вполне достаточно.

На заметку: если информация о светлых участках потеряна, то нет смысла трогать параметр «Highlights». Для устранения подобных засветов пользуйтесь наложением стороннего фона или клонированием.

Осветление, как уже упоминалось, связано с искажением цвета, появлением шума, и, прежде чем сохранять фото, все эти недостатки нужно исправлять – только тогда снимок можно считать восстановленным корректно.

До

После

Частичное осветление

При частичном осветлении мы так же корректируем через «Shadows/Highlights» весь слой, как и в предыдущем случае.

Но после на этот слой нужно наложить маску, залить ее черным, и градиентом от белого к прозрачному залить нужный участок (или использовать белую кисть вместо градиента в более сложных случаях).

Это нужно для того, чтобы осветленной оказалась только нижняя часть фотографии, требующая коррекции, а верхняя осталась нетронутой.

После коррекции контраста, цвета, и добавления неба на место пересвета, можно забыть о том, что когда-то у снимка были проблемы с освещенностью:

до

после

Осветление. Когда лучше пользоваться «Кривыми»?

Если речь идет о ночной фотографии, то лучше воспользоваться функцией «Curves» («Кривые») – из-за ее возможностей тонкой ручной настройки. Применение «Shadows/Highlights» превратит ночную фотографию в лишенную объема плоскость. Важно не забывать, что ночь – это ночь, и естественная для нее тьма не должна превращаться в серость.

Так что считать «Shadows/Highlights» панацеей не стоит, приемы нужно знать и уметь комбинировать.

до обработки shadows/highlights curves