КОНТАКТЫ:  Копицентр ФотоПринт Киев. 1)ул. М.Гришко, 8А.  2)ул. Ревуцкого, 42Б.  (график работы)    ...

Реставрация старых фотографий

Реставрация старых фотографий

Реставрация – это комплекс работ по восстановлению поврежденных фотографий, коррекции старых фотографий. У обработки черно-белых фотографий и выцветших отпечатков есть свои особенности, о которых необходимо знать для правильного восстановления.

Этапы восстановления фотографий.

1 этап восстановления фотографий. Сканирование

Если сканированием занимаетесь Вы сами, то уже на данном этапе можно значительно облегчить себе последующую работу по реставрации фотографий.

Иногда бывает достаточно правильно расположить фотографию в сканере.

Во-первых, фотографии с большим количеством трещин и царапин лучше сканировать дважды (по направлению движения лампы в сканере и против) или четырежды (поворачивая на 90 градусов). Совместив 2 или 4 скана одной и той же фотографии, и регулируя непрозрачность слоев, Вы избавитесь от значительного количества «мусора». Дело в том, что лампа сканера, перемещаясь против направления трещин, подсвечивает их намного сильней, в результате на скане они проявляются отчетливей.

Во-вторых, если принципиально важно избавиться от тиснения (крупное художественное зерно, не путать с шумом), то фото лучше фотографировать, а не сканировать. Разумеется, фотографировать хорошим фотоаппаратом с правильным равномерным рассеянным светом. Либо так же пользоваться многократным сканированием для уменьшения зернистости (но уже по диагонали, под углами 45 и 225 градусов).

Других способов удалить тиснение, не размывая фото до неузнаваемости и не портя оригинал, пока не существует.

Коррекция старых фотографий. Сканированное фото с тиснением

Коррекция старых фотографий. Сфотографированное фото с тиснением

В-третьих, сканируйте черно-белые снимки в RGB-режиме (цветном), а не в черно-белом. Цветной режим сохраняет намного больше деталей. Более того, убрать цветные пятна поперек фотографии, скорее всего, можно будет просто через выбор наиболее удачного канала (см. статью «Удаление лишних деталей»).

Воспользуемся советом для восстановления черно-белых фотографий. Для примера возьмем вот такое фото:

Фото черно-белое, но отсканировано в цветном режиме. Это позволяет нам не мучиться с огромным желтым пятном в левой части. Мы открываем каналы и просматриваем:

Red

Green

Blue

Пятно в красном канале засвечено, а вот зеленый и синий канал вполне пригодны для работы. Копируем зеленый канал, вставляем в палитру слоев, затем копируем синий канал, вставляем на верхний слой и ставим непрозрачность («Opacity») на 50%.

Получаем такое фото:

Восстановление черно-белых фотографий. Результат наложения выборочных каналов.

Сравните со сканированием в черно-белом режиме.

Восстановление черно-белых фотографий. Сканирование в черно-белом режиме.

В случае, если пятно идет через всё фото или перекрывает лица, этот способ абсолютно незаменим.

В-четвертых, сканируйте с разрешением 300-600 dpi. Меньшее разрешение не позволит напечатать отреставрированное фото, а большее только прибавит видимой пыли и царапин, но не улучшит выходного качества.

2 этап восстановления фотографий. Кадрирование

Кадрируем фотографию по законам композиции, и увеличиваем до нужного размера. Потертые углы можно обрезать, не восстанавливая, только в случае, если там нет ценной информации, и это не вредит композиции.

3 этап восстановления фото. Анализ изображения и выравнивание цвета

Будьте готовы к тому, что после сканирования фотография помимо очевидных заломов и пятен проявит множество пылинок, трещин, царапинок, абсолютно не видимых при взгляде на оригинал. Это естественно – мы ведь увеличиваем фото при сканировании.

Анализируйте фото заранее, чтобы не усложнять себе задачу. Сразу подметьте, что именно на снимке не так, какие именно уцелевшие места будут служить донорами для утерянных участков, нужно ли убирать пыль, и т.д.

На этом этапе выравнивается общий контраст и цвет.

Не пользуйтесь автонастройками фильтров «Curves», «Levels» и «Contrast» - при реставрировании они не сработают, или сработают неправильно: помешает фильтру любая пылинка белого цвета на тусклой неконтрастной фотографии, т.к. он ищет самый светлый и самый темный участок изображения и в соответствии с этим перераспределяет все остальные.

4 этап восстановления фото. Удаление мелких царапин и пыли

В первую очередь удаляются пыль и мелкие царапины. Если не сделать этого сразу, то - при клонировании и удалении больших трещин и заломов – мелкие пылинки распространятся по всей фотографии, что значительно усложнит работу.

Для удаления пыли используется фильтр «Dust&Scratches», с последующим наложением маски слоя и восстановлением нетронутых пылью участков.

Пыль всегда сильней видна в тенях. Помня об этом, убирать ее намного проще автоматом:

Обработка черно-белых фотографий. Исходник.

Исходное фото

1. Создается копия слоя. Фильтр «Dust&Scratches» (Filter – Noise - Dust&Scratches) применяется на всё фото. Старайтесь оставлять параметр «Threshold» равным 12, это оптимальное значение для большинства старых фотографий. А «Radius» должен быть минимальным – как только пропадают пылинки, перестаньте двигать ползунок направо.

Восстановление поврежденных фотографий. Фильтр Dust&Scratches

2. Через «Select» – «Color range» пипеткой выбираются темные участки

Восстановление поврежденных фотографий. Фильтр Dust&Scratches + Color Range

Жмем «ОК».

3. Накладываем маску слоя («Add layer mask» на панели слоев) – таким образом, фильтр «Dust&Scratches» оказывается примененным только на тени.

Восстановление поврежденных фотографий. Пыль полностью удалена.

Платье и обувь нетронуты, а пыль из теней пропала.

Все остальные пылинки убираются рисованием белой кистью («opacity» около 30%) по маске слоя.

Работайте на приближении в 100%. Только так можно получить чистую фотографию, при печати которой не вылезут царапины и пылинки, оставшиеся незамеченными.

5 этап восстановления фото. Удаление крупных царапин, трещин, заломов.

Удаляйте крупные трещины и царапины до клонирования и восстановления отсутствующих частей фотографии, чтобы, опять же, не расклонировать недостатки по всему фото и не делать дважды ту работу, которую можно сделать один раз.

Следите за деталями! Зачастую волосы и одежда – единственное место на фотографии, которое можно назвать четким и детальным на старых снимках. Поэтому будьте особенно аккуратны при работе с ними.

Используйте инструменты «Заплатка» («Patch Tool»), «Штамп» («Clone Stamp»), «Пластырь» («Healing brush»). Подробно работа с этими инструментами описана в статье «Работа с кожей».

6 этап реставрации фото. Восстановление недостающих частей фото

Недостающие части тела, одежды, интерьера можно брать с других своих фотографий, в крайнем случае – с фотографией посторонних людей, схожих по типажу. Но никогда недостающие элементы не дорисовываются кистью! Весь снимок должен быть равномерным по текстуре. Пользуясь «Штампом», следите, чтобы фактура и шум не «замыливались».

7 этап реставрации фото. Общая коррекция

Финальное «выравнивание» при реставрации фото включает в себя коррекцию контраста, света, тонирование.

Не удаляйте шум при реставрации фотографий! Если шум и приглушается, то только слегка. Зерно старых снимков – это и дух времени, и плюс к резкости, которую сложно поднять другими способами из-за отсутствия детализации, присущей современным фотографиям.